Детские беды - Алевтина Рубель - In Family
Детские беды
31/05/2020
Как научить ребенка учиться - Лидия Кокорина - In Family
Как научить ребенка учиться?
14/11/2020
Показать все

Механизмы психологической защиты у детей

Защитные механизмы у детей - Алевтина Рубель - In Family
 

В продолжение темы о том, как наши дети справляются с многочисленными тревогами и негативными эмоциями, сегодня предлагаю вашему вниманию короткий обзор бессознательных психологических защитных механизмов.

Эти механизмы складывались и отрабатывались психикой тысячелетиями и не так просты для понимания, равно как и неочевидны для внешнего наблюдателя. Но нам такое ясное понимание и не нужно. Для нас достаточно представлять общую картину. А вот что на самом деле важно, так это умение распознать неблагополучие ребенка по каким-то косвенным эмоциональным и поведенческим проявлениям. Понять, что ему страшно, тревожно, непонятно, одиноко…

Одним из способов, которые использует психика для того, чтобы защитить себя от внешней и внутренней опасности, является отрицание. Это своеобразный барьер на уровне восприятия информации, поступающей извне. Как наш глаз не воспринимает волны определенного спектра, так и наша психика, используя отрицание, не воспринимает «ненужную» информацию. Отрицание – это избегание новой информации, которая противоречит сложившимся представлениям о мире и своём месте в этом мире.

Пример: ребёнок не справляется с учебной нагрузкой и ему грозит исключение из престижной математической школы, где у него сложились теплые отношения с одноклассниками. При этом ребенок ведет себя так, как будто никаких проблем у него нет и ничего особенного не происходит.

Следующий защитный механизм – подавление. При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. При том, что содержание блокируется, эмоциональные, двигательные, психосоматические и вегетативные проявления, сопровождавшие стрессовую ситуацию, могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Чаще всего подавляются переживания страха, собственной слабости, агрессии по отношению к родителям, сексуальных побуждений.

Пример: ребенок стал свидетелем бурного скандала между родителями, который произошел на кухне. Через некоторое время эта ситуация им была успешно забыта, но в присутствии обоих родителей на кухне у ребенка возникают вегетативные проявления, свойственные состоянию страха: затруднение дыхания, бледность кожи, учащённое сердцебиение.

Одним из самых эффективных защитных механизмов является вытеснение, при котором из сознания выключается истинный, но неприемлемый для человека мотив совершенного поступка. Забыв истинный мотив, человек замещает его на ложный, скрывая настоящий и от себя, и от других. На удержание вытесненного в область бессознательного содержания требуется очень много энергии. Вытесненные события сохраняют эмоциональный энергетический заряд и ищут возможности выхода наружу. У детей чаще всего вытесняется страх смерти.

Пример: ребенок пережил смерть бабушки и столкнулся со страхом смерти. При этом у него появился страх темноты.

Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другого человека. Таким образом, перекладывается ответственность за то, что происходит внутри «Я» на окружающий мир. В детском возрасте проекция часто включается в ситуации, когда ребенок сталкивается с чем-то новым и начинает заполнять пустоту собственным опытом и чертами характера.

Пример: старший в семье ребенок, желая получить внимание от мамы, заявляет, что это младший просит, чтобы мама поиграла с ними обоими. Идентификация – еще одна вариация проекции, когда человек неосознанно отождествляет себя с другим человеком и переносит на себя его качества и желания. Идентификация - это отождествление себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то. Дети чаще всего идентифицируют себя с теми, кого больше всего любят. Незрелой формой идентификации является имитация (стремление подражать во всём).

Пример: желая получить внимание от отца, дочь неосознанно начинает копировать поведение матери.

Рационализация – это осознание и использование в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Пример: ребенок первым спровоцировал драку с одноклассником. Причиной он назвал тот факт, что одноклассник «всегда ко всем пристаёт первый».

Замещение – это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия приемлемым.

Пример: старший ребенок зол на свою мать, но, так как не может выразить свою агрессию, начинает дразнить и доводить до слёз младшую сестру, зная, что это расстроит и разозлит мать.

Сновидение – это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями. Его можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план – из реального мира в мир сновидений.

Пример: ребенку не разрешают завести собаку. Нереализованное желание трансформировалось в повторяющийся сон о том, что собака есть и с ней можно играть и гулять.

Сублимация – это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов. Сублимация позволяет перенаправить энергию, которая не может быть удовлетворена непосредственно (агрессивные и сексуальные желания), в социально одобряемое русло.

Пример: после рождения младшего брата старший увлекся рисованием торнадо, в центре которых неизменно присутствовала крошечная детская фигурка. Таким образом, он смог со временем дать выход агрессивным импульсам по отношению к малышу.

Регрессия – это ещё один способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта.

Пример: после рождения малыша четырёхлетняя сестра перестала пользоваться туалетом, а по ночам стала приходить в родительскую постель.

А теперь о том, какую пользу можно извлечь даже из такого краткого представления о том, как работают механизмы психологической защиты. Если вы наблюдаете у ребенка похожие на указанные выше реакции, значит в жизни вашего ребенка произошло нечто, что вызвало у него сложные, скорее негативные, непонятные переживания, которые он не смог до конца прожить и сделать частью своего опыта. А значит ему нужна помощь взрослого, который сможет сформулировать правильные вопросы, который не будет торопить, который создаст безопасное пространство, в котором возможно будет говорить вслух о своих страхах, тревогах, о своей злости и боли. Ему нужны Вы. В сложных случаях может понадобиться помощь специалиста. Но чаще всего бывает достаточно дать ребенку выговориться и принять его переживания без оценки и осуждения, принять как данность, как нормальное явление, имеющее право на существование.

Использованная литература:

И.М. Никольская, Р.И. Грановская «Психологическая защита у детей», Санкт-Петербург, Издательство «Речь», 2000г.

В качестве иллюстрации к статье была использована фотография Derek Ng с сайта www.flickr.com