Защитные механизмы у детей - Алевтина Рубель - In Family
Механизмы психологической защиты у детей
20/07/2020
С чего начинается "достаточно хороший родитель" - Алевтина Рубель - In Family
С чего начинается “достаточно хороший родитель”?
25/11/2020
Показать все

Как научить ребенка учиться?

Как научить ребенка учиться - Лидия Кокорина - In Family
 

Тема действительно актуальная. Но давайте разберемся в ней подробнее.

В современном мире сильно изменились принципы воспитания детей. Сейчас мы наблюдаем первые результаты детоцентрированного общества. В наше время стало очень «модно» ставить ребенка во главе жизни всей семьи.

Наша страна переживала много тяжелых исторических периодов. В послевоенное время была другая тенденция. Матерям, отцам нужно было выживать в условиях разрушенной страны. Многие семьи остались с одним кормильцем, как правило, это была мать. Почти в каждой семье трагедия, горе, говоря психологическим языком, каждая семья проживала свою травму, зачастую очень глубокую. Тысячи израненных душ. В таких условиях было, конечно, не до детоцентрирования. Хорошо воспитывать означало – хорошо накормить. Выжить бы – это была главная задача послевоенного времени.

Шло время. Потихоньку страна поднималась с колен. Люди начинали жить по-другому. Создавались новые семьи, формировалось новое поколение.

Наконец, настало время семейных ценностей, время, когда заговорили о важности воспитания детей, о важности родительского вклада в развитие наших детей. У мам и пап появилось достаточно времени для воспитания. И, конечно, это стало актуальным и в нашей стране, которая долгое время просто выживала, не имея возможности сосредоточиться на детях и их воспитании.

И вот мы окунулись во все прелести родительства. Всё ради счастья детей, их благополучия и душевного комфорта. Наша генетическая память еще очень хорошо помнит страшное время войны и брошенных на самопроизвол детей. Тогда еще важнее сейчас сделать всё, чтобы больше наши дети ни в чем не нуждались.

Сейчас мы живём в современном обществе, где хорошее воспитание заключается в том, что родители должны очень много времени уделять своим детям, а, главное, их образованию и разностороннему развитию. С раннего детства водить на развивающие занятия, различные кружки и секции. В наше время для того, чтобы ребенка взяли в школу, он уже должен уметь читать, писать, составлять логические цепочки, знать название таких геометрических фигур, как параллелепипед и т.п. И задача многих родителей, чтобы «мой» был не хуже других, а, желательно, и лучше. Иначе как соответствовать образу успешных и перспективных людей.

В погоне за престижным образованием и соответствием тем нормам, которые диктует современное общество, к сожалению, мы упускаем очень важные вещи.

Начнем с того, что каждый ребенок уникален. И далеко не каждый должен стать банкиром, директором крупной фирмы, юристом престижной компании, выдающимся хирургом и т.д. Научитесь наблюдать за вашими детьми. Посмотрите, во что нравится играть вашему ребенку еще с раннего детства. Если девочка с удовольствием подбирает платья для своих кукол, то, возможно, не стоит расстраиваться, что математические примеры даются ей с гораздо меньшим интересом. Но разглядев уникальность вашего ребенка, вы сможете развить его собственные умения и желания.

Другой очень важный вопрос – это нейропсихологические особенности вашего ребенка. Если вы отдали ваше чадо в перспективную школу, с суперпрограммой, а ребенок не справляется, то, возможно, есть проблемы, которые лежат в сфере нейропсихологии. Такие диагнозы, как дисграфия и дислексия – невозможность хорошо писать и читать, совсем не редкость в наше время. Конечно, решение есть. Существуют коррекционные классы, занятия с нейропсихологом. Одним словом, здесь ребенку нужна не супершкола, а помощь квалифицированного специалиста. Вовремя проведенная коррекция индивидуальных особенностей ребенка поможет в дальнейшем в его учебе и развитии.

Есть причины нежелания учиться, которые кроются в недрах самой семьи ребенка. Это чрезмерный родительский контроль. Современные родители пытаются контролировать всё: от несобранного портфеля, до не сделанных уроков. Каждый второй родитель на консультации рассказывает, что делает домашнее задание совместно с ребенком. Безусловно, помощь родителя нужна. Вопрос в чем и как? Иногда достаточно оптимизировать график дня, чтобы ребенку стало проще учиться. Например, при выполнении домашнего задания необходимо делать небольшой перерыв каждые 30-40 мин, буквально на 5-10 мин. После того, как ребенок пришел со школы, также необходимо время для отдыха, нельзя сразу садиться за уроки. Найдите время поговорить с ребенком и спросить, что его чаще отвлекает во время выполнения уроков и как можно это минимизировать.

Воспитывайте в ваших детях ответственность. Ребенок должен уметь делать выбор и быть готовым к встрече с последствиями этого выбора. Например: не сделал уроки - получил двойку, получил двойку – нужно идти ее исправлять. И исправлять эту двойку должен он сам, а никак не родители. Не ждите, что ребенок сразу научится брать на себя ответственность. Нужно время для того, чтобы выработалась причинно-следственная связь. И главное здесь - не мешать. Дать возможность ему самому почувствовать, к чему это все приведет.

Удерживайте границы, но при этом учитесь поддерживать и сопереживать вашему ребенку. Он должен знать, что пока правила в семье устанавливают родители. Если ребенок говорит, что не хочет делать уроки, возможно, он просто устал и не успел отдохнуть. Скажите: "Да, я вижу, ты очень устал. Ты можешь сейчас 40 минут отдохнуть, но потом ты должен сделать домашнее задание". Говорите это уверенно и спокойно. Или ребенок отказывается идти в школу. Скажите ему: "Да, я вижу, что тебе еще хочется поспать и на улице еще темно и холодно, конечно идти совсем не хочется, но идти нужно".

Зачастую мы сами, как взрослые, не выдерживаем границы с детьми, не умеем соблюдать установленные правила. Тогда как мы можем ждать, что наш ребенок будет их соблюдать.

Основная задача родителя заключается в том, чтобы как можно больше общаться с ребенком, обсуждать то, как он принимает решения, что ему в этом помогает, а что мешает. Не бойтесь рассказывать примеры из собственной жизни. Расскажите, как вы преодолевали трудности, что вам давало сил, как вы принимали решения.

Иногда дети даже не задумываются о своих обязанностях. Причин этому может быть несколько. Если вы привыкли всё доделывать за вашего ребенка, то не ждите, что он научится самостоятельности и будет выполнять свои обязанности. Если у ребенка просто нет своих обязанностей в семье, то тогда тем более мы взращиваем поколение людей, которые ничего не хотят и не делают.

Развивайте в детях самостоятельность. Вы можете совместно обсудить как он собирается делать домашнее задание, спросить, что ему нужно приготовить, что для этого понадобится.

Ну и, конечно, ребенок должен понимать, для чего он учится. Мы, взрослые, сами часто транслируем то, что знания, полученные в школе или ВУЗе, совсем не пригодились. Говорите с вашими детьми о пользе учебы и о том, где полученные знания могут пригодиться. Поговорите о том, что мы не знаем, что будет завтра. Никто не знает. А, значит, могут возникнуть обстоятельства, где будут необходимы те или иные знания.

Давайте немного подытожим всё вышесказанное:

1. Мотивируйте детей к учебе. Ребенок ничего не будет делать просто так, а тем более скучные уроки. Но мы с вами знаем, что главное для ребенка - это ваше внимание и поддержка! Вот ради чего ребенок готов на многое. Поэтому, обязательно хвалите детей за достигнутые результаты, подчеркивайте то, что он справился, у него получилось! Порассуждайте вместе с ребенком о пользе тех навыков, которые он приобретает во время учебы, таких как счет, или письмо, или хорошая память. Чем они могут пригодиться ему в жизни и, главное, уже сейчас. Фантазируйте! Например: вдруг ты окажешься на необитаемом острове и тебе нужно будет написать письмо-послание.

2. Проанализируйте, достаточно ли времени уделяется на отдых и восстановление ребенка. Современные дети сильно загружены. Школа, кружки, домашнее задание. Отдых должен быть качественным. Это не игра в гаджеты, а банальное ничегонеделанье. Ребенку нужно время в течении дня, когда он может побыть один, поиграть в любимую игру (не гаджет), погулять на свежем воздухе.

3. Учитывайте особенности вашего ребенка. Да-это тоже очень важный пункт. Если ребенка увлекает ручной, а не интеллектуальный труд, то, возможно, в будущем он выберет себе профессию, не связанную с математикой, химией и английским.

4. Учитывайте нейрофизиологические особенности вашего ребенка. Если есть явные трудности с когнитивными навыками: задержка речевого развития, плохо держит карандаш или ручку, неусидчивый, не держит внимание и другое, то стоит получить консультацию специалиста. Возможно просто необходима коррекционная работа. И чем раньше, тем лучше.

5. Обсуждайте в семье, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.

Дети зачастую живут, видя свою картинку жизни. Им кажется, что у взрослых все права, а от них только постоянно что-то требуют. За семейным ужином обсудите, что каждый в семье что-то должен делать, что и взрослые имеют достаточно дел, которые не хочется делать, но надо. И почему важно их выполнять. Вы можете даже составить список необходимых дел для каждого члена семьи и повесить его на видное место. А в конце дня можно делиться совместными успехами. Как бы не сложно было справляться, но у вас получилось!