Ничто не терпит пустоты - Алевтина Рубель - In Family
Ничто не терпит пустоты
24/05/2020
Защитные механизмы у детей - Алевтина Рубель - In Family
Механизмы психологической защиты у детей
20/07/2020
Показать все

Детские беды

Детские беды - Алевтина Рубель - In Family
 

Детские проблемы – не самая животрепещущая тема для взрослых, пускай даже очень любящих и достаточно умных. У нас и своих, «взрослых» проблем по жизни хоть отбавляй. Поэтому на трагедию первой детской любви, ссоры с друзьями и подружками, жалобы на придирки со стороны учителей, о которых нам рассказывают наши дети, мы смотрим, мягко говоря, свысока, а то и просто отмахиваемся. Мы говорим себе: «Я когда-то справился, и ребенок мой справится».

«Всё действительное разумно»… История человечества огромна, и лишь недавно взрослые признали за ребенком право быть уникальным и неповторимым, иметь своё мнение относительно этого мира и своего места в нём. Немногим раньше появилась система образования как отдельная область в структуре человеческого общества, стали появляться теории того, как нужно правильно обучать и воспитывать детей.

А до этого люди жили по законам животного мира: дети рождались, росли, учились у взрослых выживанию, копируя их поведение. И этот быстрый скачок к «Ребёнок – это отдельная личность» и «Дитя – это гость в доме, его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни» не прошёл гладко. Ибо факт этот мы, вроде бы, и приняли, но согласились с ним далеко не полностью.

И поэтому так часто слышится «Вырастешь – тогда поймёшь», «Мне виднее», «Начнешь деньги зарабатывать – тогда и будешь своё мнение высказывать» и т.п. Ну конечно, нам виднее! Нам, взирающим на детей с позиции умудрённых жизнью, знающих, понимающих, способных прогнозировать и рассчитывать риски родителей.

И они «научаются» справляться со своими страхами и тревогами, с враждебностью внешнего мира и непонятностью своих собственных переживаний. Справляются сами по мере своих сил и понимания того, как можно справляться. Кто-то плачет, кто-то замыкается в себе, кто-то ломает игрушки…

При этом надо понимать, что способность справляться со стрессом является важнейшим фактором, влияющим на наше мироощущение, самовосприятие и способность быть счастливыми, в конце концов. Итак, давайте разберемся, как именно наши дети справляются с тревогами, которые являются неотъемлемой частью жизни в этом удивительном мире.

У вас может возникнуть вопрос: «А для чего родителям знать об этом?» Дело в том, что оптимальным вариантом является тот, когда ребенок освоил и активно использует разные способы реагирования в ситуации стресса. Крайне нежелательно, чтобы он «залип» на одном-двух вариантах, ибо в будущем это значительно ограничит его свободу в выстраивании отношений с этим миром.

Ещё одна причина в пользу того, чтобы по поведению ребенка понять, что он находится в состоянии стресса – это возможность оказания своевременной поддержки.

И ещё. Избыточное включение защитных механизмов ведет к тому, что ребенок убегает от реальности, не учится взаимодействовать с миром творчески. Увидев, что ребенок раз за разом реагирует на стрессовую ситуацию защитным поведением, любящий взрослый может понять, что ребенку нужна помощь в налаживании контакта с реальностью и эту помощь оказать.

Способы защиты разнообразны, индивидуальны, и определяются многими факторами, такими как темперамент, пол, индивидуальные особенности, возраст,а также гласными и негласными правилами, принятыми в семье…

Условно, защиты делятся на неосознаваемые, которые срабатывают автоматически в случае объективной или субъективной угрозы, и осознаваемые (копинг-стратегии). В данной статье я хочу обозначить основные понятия и перечислить основные защитные механизмы. Опираться я буду на исследования российских психологов Никольской И.М. и Грановской Р.М., которые систематизировали знание о защитах, исследовали особенности защитного поведения младших школьников и описали основные стратегии.

А еще они исследовали, по каким причинам дети чаще всего теряют душевное равновесие, что является для них источником негативных переживаний, вызывает состояние страха и беспокойства. Такими неприятными событиями для детей оказались следующие (ранжирование по частоте):

1. Потеря, болезнь, смерть животного.

2. Плохие школьные отметки.

3. Травмы и опасные для жизни ситуации.

4. Материальные утраты и нарушение покоя взрослых.

5. Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи.

6. Болезни и смерть близких людей.

7. Разные страхи.

8. Проблемы с учебой.

9. Отношения со сверстниками.

10. Прочие напряженные ситуации.

Таким образом, дети периодически сталкиваются с ситуациями, которые вызывают у них тревогу, страх, негативные эмоции. И с этим дети вынуждены как-то справляться. Какие способы они выбирают чаще всего? Что помогает им справиться с тревогами большого мира?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, я предлагаю обратиться к Большому психологическому словарю под редакцией Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. для раскрытия основных понятий.

«Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта». Начало исследований защитных механизмов, кстати, было положено Зигмундом Фрейдом. А о том, как они работают у детей, много писала его дочь Анна Фрейд.

Главная задача психологической защиты – избавиться от страха и ликвидировать тревогу. Защитные механизмы включаются автоматически помимо воли и сознания человека в ситуации стресса, конфликта, фрустрации, психотравмы.

Для сохранения стабильности самооценки, образа мира и образа «Я» детская психика использует отказ, оппозицию, имитацию, компенсацию, эмансипацию, замещение, вытеснение, сновидение, отчуждение, сублимацию, регрессию.

Еще одним способом защиты от тревоги и страха, но уже сознательным, является совладание, или копинг. Обратимся еще раз к Большому психологическому словарю.

«Совладание – это психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых ситуаций, особенно психосоциального характера». И это уже сознательные процессы. Никольская и Грановская выделили в ходе исследования следующие копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста (расположены они в порядке снижения степени их эффективности, по мнению детей): «сплю», «рисую, пишу, читаю», «прошу прощения, говорю правду», «обнимаю, прижимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «гуляю вокруг дома или по улице», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «играю во что-нибудь», «остаюсь сам по себе, один», «мечтаю, представляю себе что-нибудь», «молюсь».

Таковы основные автоматические реакции и сознательно используемые детьми в ситуации стресса копинг-стратегии. В следующей статье я подробнее остановлюсь на каждой из этих групп.

Использованная литература:

1. И.М. Никольская, Р.И. Грановская «Психологическая защита у детей», Санкт-Петербург, Издательство «Речь», 2000г.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811с.