мужнина обида или была ли самка самкой
Мужнина обида, или была ли самка самкой?
15/03/2023
Исцеляющие паузы
30/03/2023
Показать все

«Ну что ты ползаешь, как черепаха?»

Приходилось ли вам сталкиваться с медлительностью и нерасторопностью вашего ребёнка? С этой пустяковой по своей сути проблемой сталкиваются очень многие родители. В те моменты, когда время «поджимает» и нужно «ускориться», такая «черепаховость» вызывает гнев и раздражение. Порой, родителю сложно сдержать свои эмоции и он начинает кричать, угрожать наказанием, или даже оскорблять? Как не скатываться в крайности и помочь ребёнку стать собраннее?

Представьте себе ситуацию. Утром у вас есть ограниченное время на то, чтобы собраться и выйти по направлению к саду или школе. Ребёнок разбужен и должен после этого проделать ряд несложных действий: умыться, одеться, возможно, позавтракать. И вот тут начинается то самое «ползанье». Вы наблюдаете за ребёнком, который двигается, как в замедленной съемке, понимаете, что это имеет все шансы обернуться очередным опозданием, и начинаете злиться и подгонять его.

В течение дня есть ещё ряд моментов, когда подобная нерасторопность может стать проблемой. Время приёма пищи, время ложиться спать, время делать уроки… Время, время, время…. Нам так много нужно успеть в каждом нашем дне, и так хочется придерживаться намеченного плана, что медлительность ребёнка воспринимается нами, родителями, как саботаж и вредительство.

Чем же обусловлена эта самая злосчастная медлительность?

Во-первых, это заложенные в генах хронотип и циркадные ритмы. Вы же слышали про «жаворонков» и «сов»? Кому-то проще просыпаться рано утром, а кто-то делает это через силу.

Эта вариативность связана с историей становления человеческого общества. Живя в составе племени, люди делили между собой самые разные обязанности. Кто-то охотился, кто-то собирал плоды, кто-то поддерживал огонь, кто-то стоял на страже, кто-то исследовал близлежащую местность… И всё это происходило в разное время.

Кстати, вспоминается одно интересное исследование. Изучали африканское племя, сохранившее первобытный образ жизни. Учёные с удивлением констатировали, что в течение суток члены племени спали одновременно всего 18 минут. Т.е. каждый, по сути, придерживался своего индивидуального режима сна и бодрствования.

Когда-нибудь через много лет, став взрослым, ваш ребёнок получит шанс выстроить свою жизнь в соответствии со своей природой. Но это будет потом. А пока он привязан к общепринятой системе звонков и расписаний, нам, родителям, остаётся только учитывать это и проявлять понимание.

Чтобы помочь своему «совенку» и не превращать утро в кошмар, дайте ему на утренние сборы чуть больше времени. Заложите дополнительные 15-20 минут на бесцельное «ползание» по квартире.

Дайте ему знать, что понимаете и принимаете его утреннюю сонливость. «Тебе сложно утром проснуться, поэтому я буду будить тебя на 20 минут раньше, но вечером ты будешь ложиться спать на эти же 20 минут раньше. Это важно, потому что полноценный ночной отдых крайне важен для твоего мозга».

Ещё одна причина медлительности связана с темпераментом. Кому-то легко переключаться с одного дела на другое, другому же для этого потребуется гораздо больше времени. Один ребёнок, увлечённый игрой, даже не услышит призыв родителя идти мыть руки и приступать к обеду. Он будет продолжать играть, и хорошо, если услышит вас с третьего раза. И это не про то, что он «непослушничает» или игнорирует вас. Просто он увлечён процессом игры. У другого это переключение не вызовет никаких проблем.

Для того, чтобы научить ребёнка учитывать фактор времени, начните с самого простого. В каждой комнате поставьте или повесьте часы. Обращайте внимание ребёнка на то, как много времени занимает у него то или иное занятие.

Звучать это будет примерно так: «О, уже 9 часов утра. Давайте завтракать…. Хм, у нас на завтрак ушло 20 минут. Это отлично. Не полезно торопиться во время приёма пищи. Пережёвывать нужно медленно. Так устроен наш организм». Или: «О, сегодня мы собирались на прогулку 15 минут. Значит, это наша средняя скорость сборов».

Ещё один очень важный фактор – соблюдение установленных в семье правил. Чем меньше этих правил будет, и чем неукоснительнее они будут соблюдаться, тем проще вашему ребёнку будет ориентироваться и соблюдать их.

Вот простой пример. После ужина вы разрешаете в течение какого-то времени (а это время до отхода ко сну или вечернего чтения, которое должно быть фиксированным) посмотреть телевизор. Но для этого ребёнок должен подготовиться вещи на завтра и убраться в комнате. Если это правило будет соблюдаться неукоснительно, ребёнок быстро научится понимать, что чем быстрее он поужинает, чем быстрее уберётся в комнате, тем дольше сможет смотреть телевизор. Таким образом, его собранность начнёт приносить ему выгоду.

То же самое с прогулкой. Чем быстрее собрался, тем дольше погулял. Общая логика такова: вашему ребёнку должно быть выгодно быть собранным и организованным.

Но для того, чтобы это работало, вам тоже придётся поднапрячься, а именно зафиксировать время основных режимных моментов. Завтрак, обед, ужин, вечернее чтение книг, отход ко сну.

Чем незыблемее будут эти «контрольные точки», тем упорядоченнее и организованнее будет ваша жизнь, тем быстрее ваш ребёнок подружится со временем, и тем легче будет вам. Это стоит потраченных вами сил и времени и воздастся сторицей.

Ну, и не забывайте – что планирование жизни вашей семьи непосредственно касается и вашего ребёнка. А значит, он должен активно участвовать в этом самом планировании. Обсуждайте с ним ключевые моменты, стройте совместные планы и воплощайте их в жизнь. Пусть он понимает свою роль как в планировании каждого дня, так и жизни семьи в целом. Это самое осознание со временем превратится в чувство ответственности за свою жизнь. Под вашим чутким руководством он придёт к пониманию того, что каждый человек сам решает, какой будет его жизнь.

В качестве иллюстрации к статье была использована изображение issaikina с сайта https://www.flickr.com