Оставаться в несчастливых отношениях - In Family - Алевтина Рубель
Что заставляет нас оставаться в несчастливых отношениях?
04/04/2022
Расти с ребенком - In Family - Алевтина Рубель
“Растёте” ли вы вместе с вашим ребёнком?
10/06/2022
Показать все

«Уборщица. История матери-одиночки»: взгляд психолога

Уборщица - In Family - Алевтина Рубель

Плачете ли вы иногда при просмотре фильмов или при чтении книг? Если да, то здорово. Это значит, что сопереживая их героям, идентифицируя какую-то свою часть с тем, что происходит в чужой истории, вы перерабатываете свой опыт, свою боль. Я давно хотела начать писать посты по фильмам и книгам, просмотр и чтение которых может быть полезен людям, переживающим сходные жизненные ситуации. Первый мой пост посвящён мини-сериалу «Уборщица. История матери-одиночки».

Итак, чему может научить этот сериал?

1. На примере главных героев очень хорошо показано, как по-разному можно относиться к своей семейной истории. Под семейной историей я понимаю опыт жизни в родительской семье и ту систему ценностей, в которых происходит формирование ребёнка.

Главные герои фильма – Алекс и Шон, молодые родители, воспитывающие дочь Мэдди. У обоих непростой опыт. Мать Алекс страдает биполярным расстройством, также она подвергалась насилию со стороны отца Алекс, мать Шона – алкоголичка.

На первый взгляд, оба они повторяют полученный в семье опыт. У Шона проблемы с алкоголем, Алекс подвергается эмоциональному насилию со стороны мужа. Однако при этом каждый делает свой жизненный выбор.

Алекс идёт вперёд через приют для жертв насилия, грязную работу, скитания по чужим домам, депрессию, она двигается навстречу лучшей жизни для себя и Мэдди. В финале фильма она восстанавливается в университете Монтаны, получает стипендию и вместе с дочерью уезжает в Мизулу, чтобы выучиться на писателя.

Шон же, изначально претендовавший на опеку над дочерью, признаёт, что его алкогольная зависимость и желание продолжать жить привычной жизнью сильнее любви к дочери и желания сохранить семью. И хоть он обещает продолжить ходить в группу анонимных алкоголиков, зрителю понятно, что он свой выбор сделал. Он остаётся, она – идёт дальше.

Оба израненные, но такие разные. Причём эта разность впервые проявилась в ситуации, когда Алекс узнала, что беременна. Уже тогда Шон делает свой выбор, настаивая на аборте. Он не желает менять свою жизнь, и это начало конца их отношений. Ибо перед Алекс выбор оставить ребёнка или нет не стоит. Её любовь к дочери настолько велика, что даже в тех непростых условиях, в которых им приходится жить, она окружает Мэдди заботой и наполняет каждый её день волшебными историями и сказками.

Алекс выходит за границы своего опыта. Её никто не учил быть хорошей матерью. Мать Алекс инфантильна и ветрена. Она сама – ребёнок, который нуждается в заботе и опеке. Сумев когда-то уйти от своего мужа-деспота, она не стала самостоятельной. Вся её жизнь – это движение от мужчины к мужчине. Ей всегда нужен кто-то, кто разделит с ней ответственность за её жизнь, станет опорой.

При этом Алекс сумела принять на себя ответственность за жизнь и благополучие своей дочери. Она не тешит себя иллюзиями того, что «завтра всё может измениться к лучшему», она исходит из того, что происходит «здесь-и-сейчас». И она принимает решение, что так, как есть – неподходящие условия для воспитания Мэдди.

2. В фильме, который рассказывает о жертве насилия, отсутствуют сцены насилия в нашем привычном русском понимании. Ну покричал, ну запустил в стену вазой, - подумают женщины, для которых семейные скандалы давно стали нормой жизни. Избил, сломал руку, швырнул на пол – вот что такое насилие для многих наших женщин. Фильм поможет задуматься об этой самой норме.

Человек привыкает к ненормальности, адаптируется к ней. Что есть насилие? Жёсткий контроль за финансами, невозможность высказать своё личное мнение и не быть при этом осмеянным, оскорбления мимоходом, тотальная критика, манипуляции… Насилие ли это? Несомненно. Когда кто-то из супругов навязывает свои правила игры, а другой вынужден их принять – это и есть эмоциональное насилие. Изо дня в день находиться в ситуации, которая тебя угнетает, постепенно привыкая к этой ненормальности, оправдывая свою смиренность тем, что «у других бывает намного хуже». Оставаться в роли жертвы из-за страха что-то изменить.

Шона зрителям даже жалко. Он непутёвый и слабый, но любит жену и маленькую дочку. Пытается стать лучше, пробует как-то всё исправить. Он похож на большого ребёнка, которому подошла бы сильная женщина, которая направила бы его на путь истинный, помогла организоваться, поставила перед ним цель. И это ещё одна огромная иллюзия, наряду с восприятием насилия как нормы.

Только сам человек может придать смысл своей жизни. Для Шона ни жена, ни дочь не перевесили ценность жизни расслабленного выпивохи. Где-то глубоко внутри себя он всё давно взвесил и решил. Надеяться на то, что случится что-то волшебное и он изменится – значит лгать себе. Для Алекс оставаться рядом с ним – значит оставаться в роли жертвы, зависящей от настроения и степени алкогольного опьянения недомужа.

На мой взгляд именно в этом заключается главная мысль фильма. Выбор есть всегда: остаться или уйти, терпеть или рискнуть. Алекс идёт на риск. И её жизнь не меняется сказочным образом. Сказку вы не увидите. Это не история Золушки. Только огромными усилиями ей удаётся получить свой шанс изменить жизнь к лучшему.

Фильм смотрится на одном дыхании. Все актёры сыграли прекрасно. Этот фильм про уважение к себе, искреннюю любовь к своему ребёнку, способность выдержать очень многое, если поставил перед собой цель, и про возможность выйти за пределы своей семейной истории. Так что рекомендую к просмотру.