Уборщица - In Family - Алевтина Рубель
«Уборщица. История матери-одиночки»: взгляд психолога
20/04/2022
Страх стать клушей - Алевтина Рубель - In Family
Страх стать «клушей»
16/09/2022
Показать все

“Растёте” ли вы вместе с вашим ребёнком?

Расти с ребенком - In Family - Алевтина Рубель

Если вам посчастливилось быть родителем, то также (наверняка) приходится время от времени оценивать своё мироощущение из этой роли. Без таких периодических остановок для осмысления невозможно выполнение ни одной важной и развёрнутой в большом временном отрезке задачи. А родительство – это, несомненно, одна из важнейших жизненных задач, которую мы выполняем всю свою жизнь. Ну а задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как менялось ваше ощущение себя как родителя по мере роста и взросления вашего ребёнка?

Что отличает родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей от тех, кому легко удаётся быть авторитетными мамами и папами, воспитывать, направлять, и при этом оставаться в близких дружеских отношениях со своими детьми? Почему одним быть родителями легко и радостно, а другим – сложно?

Дело в том, что первые интуитивно понимают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и «растут» вместе с ними, а вторые в попытке следовать собственным воспитательным задачам забывают о ребёнке как таковом, как бы грустно это ни звучало.

При этом многие упускают из виду, что в случае родительства недостаточно развитую врождённую интуицию можно и нужно компенсировать знанием из психологии. В частности, знаниями о том, какими индивидуальными характеристиками обладает конкретный ребёнок и как он изменяется в процессе развития.

С индивидуальными характеристиками всё просто. Как правило, любящие и заинтересованные в ребёнке родители отлично распознают и учитывают эту самую индивидуальность. Если же возникает недопонимание, можно либо сходить к психологу и протестировать ребёнка на предмет выявления его индивидуальных свойств, либо сделать это самому, используя известные и надёжные психологические тесты (интернет в помощь).

С возрастными изменениями сложнее. В психологии существует большое количество теорий, которые предлагают своё видение того, как происходит развитие личности. Можно пойти простым путём и поискать информацию относительно интересующего вас возраста, не углубляясь в изучение отдельных психологических теорий.

Тем не менее я хочу предложить вашему вниманию модель развития Эрика Эриксона, который описывает жизнь человека от рождения до смерти как последовательное прохождение через восемь стадий. Очень короткий обзор, который позволит вам посмотреть на жизнь человека чуть более глубоким и философским взглядом.

С точки зрения среднестатистического хорошего родителя, ребёнка следует воспитывать и направлять на «путь истинный» чем дольше, тем лучше. Дать ему побольше знаний и умений, которые позволят ребёнку впоследствии занять более комфортное место в жизни. При этом мы часто не оставляем ему права выбора.

Эриксон в своей теории исходит из того, что на каждой стадии к человеку предъявляются определённые социальные требования. Данные требования приводят к возникновению кризисов или конфликтов, которые можно рассматривать как некоторые точки развития.

Исход конфликта может быть благоприятным, и тогда человек приобретает позитивное качество, а может быть неблагоприятным, и тогда личность приобретает негативное свойство, а проблема «переползает» на следующую стадию жизни, где для её решения понадобится значительно больше ресурсов.

Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справится со следующим конфликтом. Иными словами, чем успешнее решён конфликт на одной стадии, тем более адаптивным и зрелым человек подходит к решению конфликта на другой.

На мой взгляд, знание этих стадий просто необходимо каждому родителю. Вот они:

1. Первый год жизни ребёнка. У малыша созревают сенсорные системы: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильная чувствительность. На основании того, как за ним ухаживают, и насколько родители внимательны к его потребностям, ребёнок узнаёт, заслуживает ли окружающий мир доверия. Это общее впечатление о мире либо как о безопасном, надёжном, предсказуемом, либо опасном, непредсказуемом, вызывающим стресс и боль. Иными словами, в случае успешного преодоления кризиса, у ребёнка формируется доверие к миру, при негативном исходе – тревога, недоверие, страх.

2. От 1 года до 3 лет. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть, пользоваться туалетом и одеваться, осваивают новые способы передвижения. Когда ребёнку удаётся сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.

Для этого родители должны поддерживать детей и установить чёткие разумные критерии дозволенности. Но если ребёнок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

К этому же может привести гиперопека со стороны родителей, когда родители делают за ребёнка то, что он может сделать сам. Это может происходить по целому ряду причин. Самая банальная – обычная спешка. Родители экономят своё время, им легче и проще быстро покормить ребёнка, быстро его одеть, быстро обуть…. В итоге малыш начинает чувствовать неуверенность в себе, тревожится, у него формируется зависимость от других. Ещё одна возможная причина – мало осознаваемое желание взрослого подольше оставаться «родителем малыша», с чьей волей ещё можно не считаться.

«Могу ли я управлять своим поведением?» - вот вопрос, на который должен ответить ребёнок на этой стадии.

При успешном прохождении кризиса у ребёнка формируется автономия и самостоятельность, при негативном исходе – стыд и сомнение.

3. От 3 до 6 лет. Изучив себя, дети начинают активно исследовать мир и способы воздействия на него. Это время игры и фантазии, шумных догонялок и освоения велосипеда. Предмет конфликта на этой стадии: «Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»

Дети учатся реализовывать свои собственные желания в той реальности, в которой они находятся.

Если родители поощряют активность ребёнка и создают условия и возможности для исследования мира в самом широком смысле его понимании, дети научаются обращаться с людьми и вещами конструктивными способами и обретают сильное чувство инициативы. Однако если родители возможности для исследования мира детьми не создают и строго их критикуют или наказывают, дети привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

Итак, два полюса: инициативность – вина.

4. От 6 до 11 лет. Главный вопрос, на который должен найти ребёнок к концу этого периода: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» Соответственно, благоприятным исходом данного конфликта будет уверенность в себе и трудолюбие, неблагоприятным – чувство неполноценности и некомпетентности.

Это период начальной школы, когда ребёнок развивает и учится применять на практике дома, в школе и со сверстниками свои многочисленные навыки и умения. Чем в большем количестве областей ребёнок сможет попробовать свои силы, тем больше обогатится его Я.

Лучшее, что может сделать родитель в этот период – это быть хорошим примером для подражания, научить доводить начатое до конца.

Ещё одна задача – научить ребёнка ставить собственные цели и планировать их реализацию. В этот период некоторые родители могут впервые столкнуться с настоящим сопротивлением ребёнка навязыванию родителем своего видения жизни. Так дети могут отказываться посещать спортивные секции, перестают заниматься музыкой, саботируют те или иные виды занятий, которым готовы были посвящать время раньше.

И тут родителям нужно уметь понять, что стоит за упрямством ребёнка. Если взять пример со спортивной секцией, то родитель может быть непреклонен в том, что двигательная активность в каком-то виде должна присутствовать в жизни, и предоставить ребёнку право поменять вид спорта исходя из личных предпочтений.

Напомню, возможны 2 варианта выхода из кризиса: трудолюбие либо комплекс неполноценности.

5. 12-18 лет, период отрочества и юности.

Те роли, которые ребёнок примерил и опробовал на предыдущем этапе, должны теперь быть интегрированы в единую систему координат, так называемую целостную идентичность. Для этого нужны базовые ценности, которые станут его стержнем. Подросшему ребёнку нужно ответить для себя на вопрос: «Кто я? Каковы мои убеждения взгляды и позиции?»

Для того, чтобы проделать эту внутреннюю работу, ему просто необходимо выйти за рамки семейной системы. Чтобы «выстроить» себя, нужно отвергнуть навязываемое семьёй, бросить ей вызов.

Ваш ребёнок ещё не взрослый и нуждается в заботе и поддержке, но ему жизненно важно примерить на себя роль взрослого.

В этом внутреннем хаосе ребёнок ищет внешние опоры и находит их в среде сверстников. На них он хочет быть похожим, с ними он хочет делить идеалы и предпочтения. Таким образом, он обретает хотя бы относительное чувство безопасности и стабильности.

Лучшее, что может сделать родитель на этом этапе – это отнестись к происходящему с пониманием и поддержкой. Принять тот факт, что ваш ребёнок отвергает ваши идеалы – непросто. А ещё, данный этап - тренировка перед одним из самых тяжёлых моментов в жизни любого родителя – уходом ребёнка в самостоятельную взрослую жизнь. Это испытание как для вас, так и для него.

Но если ребёнок будет чувствовать ваше доверие, если вы чётко дадите ему понять, что дорожите теми отношениями, которые существуют между вами, что признаёте за ним право делать свой выбор, что вы доверяете его выбору, но при этом оставляете за собой право требовать соблюдения ряда правил, (как то определённое время возвращения домой либо сообщать, если задерживаешься, либо определённый уровень успеваемости в школе), тогда болезненный процесс отделения и роста будет проходить легче.

По мнению Эриксона, юность – ключевой этап в психосоциальном развитии. Если задача данного кризиса решается успешно, тогда личность понимает и принимает себя, способна делать свой выбор и определять траекторию своей жизни.

Кстати, здесь и заканчиваются возможности для родителей существенным образом определять жизнь своего ребёнка. В идеале, общение переходит на уровень Взрослый - Взрослый. Отныне это будет диалог людей, уважающих право друг друга на собственное мнение.

Итак, в случае успешного прохождения данного кризиса у человека формируется идентичность, в противном случае происходит смешение ролей, непонимание себя и своего места в мире.

Оставшиеся три стадии рассмотрим более сжато.

6. Ранняя зрелость (20-25 лет). Главный вопрос, на который теперь предстоит ответить: «Могу ли я иметь интимные отношения?» В зависимости от того, как человек для себя на этот вопрос ответит, он выберет близость или самоизоляцию.

Несомненно, это вопрос доверия и способности быть очень близким с другим человеком. Слиться в одно целое с другим человеком и при этом не рисковать потерять себя, уступать, но не терять ценность. В этот период человек учится принимать на себя ответственность за другого, заботиться о другом, преодолевать трудности и разногласия.

7. Зрелость (26 лет - 64 года): продуктивность или инертность. Глобально, это период заботы о младшем поколении, передачи накопленного опыта, творчества, активной самореализации. Человек начинает получать удовольствие от достижений своих детей и внуков.

Главные вопросы, которые требуют ответов: «Что значит моя жизнь здесь и сейчас?» и «Что делать с оставшейся жизнью?»

8. Поздняя зрелость (после 64 лет и до завершения жизненного цикла).

Человек заканчивает свой жизненный путь, его силы угасают, он оглядывается назад и переосмысливает свою жизнь. Главный вопрос, на который он должен успеть ответить: «Доволен ли я прожитой жизнью?», «Имела ли она смысл?» И снова встаёт задача интегрировать весь свой жизненный опыт в одно целое и принять его на самом глубоком уровне.

Если этого сделать не получится, человека ждёт отчаяние: ведь жизнь заново прожить невозможно, сделанные ошибки не исправить, упущенные возможности не вернуть.

Быть родителем – это не просто факт, это постоянное изменение, движение, взаимодействие с ребёнком. И очень важно понимать, что кроется за непослушанием трёхлетки, фырканьем десятилетки, холодностью и отстранённостью семнадцатилетнего. Теория Эриксона такое понимание даёт. И, возможно, именно это понимание сделает ваше родительство ещё радостнее и глубже.

В качестве иллюстрации к статье была использована изображение Dennis Campbell с сайта https://www.flickr.com/