«Клиповое мышление»… Наверняка, вы слышали это сочетание слов. Уже не один год по поводу клипового мышления ломают копья многие исследователи, а для учителей данная проблема стала той самой реальностью, которую они постоянно вынуждены учитывать, составляя свои учебные планы. Существует два глобальных взгляда на проблему: одни говорят, что клиповое мышление – это регресс в развитии мозга и признак раздробленности сознания, другие рассматривают способность быстро обрабатывать большие объемы информации как следствие адаптации мозга и говорят о том, что это хорошо, т.к. наш мозг становится более эффективным в новой технологической реальности.
Что же это такое? В данной статье я попытаюсь ответить на этот вопрос. Но для начала пробегитесь глазами по нижеследующим десяти пунктам и прикиньте, что из перечисленного относится к вам.
1. Вы можете одновременно воспринимать информацию из нескольких источников (слушать музыку, переписываться в мессенджере и просматривать веб-страницы).
2. Вы предпочитаете получать информацию из интернет-источников.
3. Вы можете, а часто и стремитесь, выполнять несколько задач одновременно.
4. Вы быстро утомляетесь в процессе длительного умственного труда (например, чтение специализированной/научной литературы).
5. У вас не хватает времени на чтение объемных литературных художественных произведений.
6. У вас есть сложности с концентрацией внимания.
7. Вы склонны прокрастинировать, откладывать дела, требующие приложения больших усилий, на потом.
8. Вы часто спешите.
9. Вам сложно воспринимать большой объем информации.
10. У вас отличная скорость реакции.
Итак, если вы ответили утвердительно более, чем на половину пунктов, то я спешу вас поздравить: ваша психика адаптировалась к тому ритму жизни и объему информации, с которым вам предстоит сталкиваться ежедневно. Считается, что скорость изменений вокруг человека за последний век выросла в 50 раз. Вот к этой скорости и приспособилась наша психика путем перераспределения своих внутренних ресурсов.
Следует отметить, что наряду с понятием «клиповое мышление» можно встретить и «клиповое сознание», и «клиповое восприятие». При этом во всех случаях подразумевается одно и то же содержание.
В 2010 году российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:
1. Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока.
2. Необходимость принимать больший объем информации.
3. Многозадачность.
4. Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий.
5. Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.
А теперь перейдем к определениям. Клиповое мышление - это результат адаптации человека к клиповой культуре, которая характеризует нашу действительность. Обратимся к Википедии. «Клиповая культура (англ. clip culture) — термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена одних образов другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей».
В клиповой культуре информация преподносится потребителю в виде коротких ярких образов. Телевидение, киноиндустрия, музыка, интернет-пространство… Вспомните хотя бы свою ленту новостей в Facebook: «остренькие заголовки», яркие картинки, вызывающие образы, цепляющие слова, и … короткие тексты. Все нацелено на то, чтобы зацепить, заставить хоть на мгновение задержать взгляд.
И такие яркие образы сыплются на нас отовсюду как из рога изобилия. Вы просыпаетесь, и за чашкой кофе просматриваете новости. Раньше за ними нужно было идти в газетный киоск. А сейчас от нас требуется всего несколько кликов, чтобы очутиться в гуще событий. Пожары в Австралии, смена правительства, санкции, аресты по подозрению в коррупции, больные дети, которые просят помощи, авиакатастрофы, забастовка врачей.... Это все как будто и не очень касается нас лично, а вроде и может как-то повлиять и на нашу жизнь. И вот новости превращаются в образы и мысли в вашей голове. Вы пытаемся понять, что вы думаете о том или ином событии, пытаетесь вникнуть в суть проблемы, но у вас не очень получается, а на смену уже приходят другие образы и мысли.
По дороге на работу вы видите множество рекламных щитов с продуманными и выверенными маркетологами словами. Выверенными на предмет того, могут ли они привлечь внимание. И они привлекают. И на время становятся частью вашей реальности.
На работе вы контактируете с коллегами, обмениваетесь короткими нарративами, получаете новую порцию малосвязанной информации, которой даже волшебнику не под силу придать хотя бы подобие структуры. В параллели с выполнением должностных обязанностей, вы вяло пролистываете ленту в социальных сетях, и снова информация: разная, яркая, актуальная. И вы как-то реагируете на нее, ставите лайки друзьям, просматриваете их фотографии, пытаетесь не пропустить что-нибудь важное. И так целый день, каждый день.
Наш мозг формировался и развивался миллионы лет, и миллионы лет он был заточен под достаточно стабильный мир, подчиненный природным ритмам. С началом НТР этот самый мир начал стремительно меняться. Будучи погруженными в мощный информационный поток, мы вынуждены были выработать правила выживания в нем. Чтобы успевать за своим временем, мы научились экономить его. Наш мозг научился экономить свой ресурс.
Известно ли вам, что время, которое мы тратим на просмотр одного поста с целью определения того, интересен ли он нам, приблизительно равно 1 секунде? Вдумайтесь в это! Нашему мозгу нужна всего одна секунда, чтобы сделать вывод о том, стоит нам задерживаться на данной информации, или нет. Столько же, т.е. 1 секунду, мы готовы тратить на загрузку сайта. А это значит, что если страница не успевает загрузиться за 1 секунду, мы просто уходим с нее.
Действительность стала похожа на пёстрое лоскутное одеяло. Яркие лоскуты информации никак не согласуются друг с другом, мы выхватываем их из общего поля, переходя от одного к другому, удерживая каждый в поле своего внимания очень ограниченный отрезок времени, и очень быстро забываем. Клиповое мышление заменяет собой мышление последовательное, линейное. Особенно это свойственно молодежи до 25 лет, т.е. тем, кто родился и развивался в эпоху высоких технологий. Но вспомните тест в начале статьи, и вы поймете, что все мы неплохо адаптировались к новой реальности, клиповой реальности клиповой культуры.
Если говорить о главной характеристике клипового мышления – то это способность очень быстро анализировать информацию, поступающую одновременно из множества источников, отбрасывать ненужную, вычленять важное, и на основании этого принимать решение. И если молодежь училась этому с рождения и владеет этим превосходно, более старшее поколение обучается этому, постепенно адаптируясь к реальности, то третьих этому целенаправленно обучают (например, военных, которым предстоит принимать решения в условия экстремальной ситуации).
Итак, обозначив в общих чертах особенности клипового мышления, можно выделить основные его положительные аспекты:
1. Человек способен выполнять несколько задач одновременно.
2. Наш мозг защищен от перегрузок.
3. Растет скорость реакции.
А теперь минусы:
1. Снижение способности к концентрации внимания (отсюда и сложности в восприятии больших текстов, в способности к глубокому логическому анализу).
2. У учащихся снижается успеваемость и падает коэффициент усвоения знаний (усугубляется это тестовой системой, при которой детей фактически натаскивают на тесты, т.е. они запоминают отрывочные куски информации, которые не связываются между собой и никак не складываются в общую картину).
3. Люди очень легко поддаются манипуляции, легко попадают под влияние чужого мнения.
4. Отсутствует связная картина мира, человеку сложно выделить причину и следствие, сложно уловить контекст, нет опоры на уже имеющуюся информацию.
Как видите, клиповое мышление накладывает серьезные ограничения. Но их можно и нужно преодолевать. И об этом очень хорошо знают представители так называемой элиты. Эти люди точно знают, что должно присутствовать в жизни наряду с инстаграммами, фейсбуками, гаджетами и прочей мишурой.
И они могут казаться сколько угодно старомодными в нашем высокотехнологичном мире, давая своим детям классическое образование: музыка, рисование, история, математика, правильные виды спорта, мощное гуманитарное образование. Но они правы. Это именно то, что уравновешивает мозг, позволяет противостоять клиповости нашей жизни.
Итак, чтобы не потерять способность к глубокому, целостному пониманию себя и мира:
- найдите в своей жизни место для физической активности на свежем воздухе;
- занимайтесь медитацией;
- читайте классическую и философскую литературу, и чем больше, тем лучше;
- найдите для себя занятие по душе, которой потребует высокой степени концентрации (рисование, например);
- возьмите за правило периодически читать серьезные аналитические статьи относительно политических событий, истории, экономики, психологии; не обзорные, как эта, а именно аналитические, в которых будет прослеживаться и анализироваться связь между разными явлениями и событиями;
- еще одна часто встречающаяся рекомендация – устраивайте отдых от информации. Пусть это будет запрет на интернет и телевизор после 8 вечера, или воскресенье без гаджетов. Сделайте это традицией в вашей семье, и вы убьете одновременно как минимум трех зайцев: дадите мозгу передышку, создадите пространство для живого общения, а тем самым – укрепите свою семью.
А еще хочу добавить, что по моим ощущениям, общество потребления с клиповым мышлением – это идеальное поле для сильных мира сего. Это общество людей, которым просто продавать и которыми также просто управлять. Политтехнологии, умноженные на возможности медиапространства и возведенные в n-ую степень особенностями нашего клипового сознания могут уже в обозримом будущем привести нас к тому, что виртуальный мир станет единственным местом, в котором мы сможем быть хозяевами своих жизней.
Но это ощущения. А если о знании…. Любая наука о человеке представляет собой набор теорий. Теорий научно обоснованных, но не являющихся конечным знанием. Человек – это не теорема о свойствах равностороннего треугольника, которую можно доказать раз и навсегда. Мы будем узнавать о клиповом мышлении больше по мере взросления тех самых молодых людей, которым сегодня еще нет 25 лет. Они должны пройти через все ключевые пункты жизни: получить профессию, найти работу и добиться там успеха, создать семьи и воспитать детей. Они будут выполнять свои жизненные задачи, а мир будет продолжать меняться. А мы наблюдать за ними, за собой, за миром… Будем пытаться анализировать действительность и делать прогнозы на будущее. И очень хочется верить, что в этом самом будущем и нам, и нашим детям найдется достойное место и пространство для того, чтобы реализовывать себя и наслаждаться этим непростым процессом.
В качестве иллюстрации к статье была использована работа geralt с сайта https://pixabay.com/