Переходя из года уходящего в год наступающий - Алевтина Рубель - In Family
Переходя из года уходящего в год наступающий
30/12/2020
Как правильно игратьс детьми - Алевтина Рубель - In Family
Как правильно играть с детьми
19/01/2021
Показать все

Триангуляция как феномен межличностных отношений

Триангуляция как феномен межличностных отношений - Алевтина Рубель - In Family
 

Наверное, каждый, при сегодняшнем уровне популяризации психологических знаний, слышал о так называемой триангуляции, или «треугольнике» в отношениях. Чаще всего при этом ассоциации возникают с треугольником любовным (когда в романтические отношения вовлечены трое, при этом чаще всего этот факт скрывается хотя бы от одного из партнёров). Однако на самом деле это лишь частный случай. Данная статья посвящена феномену триангуляции как основополагающему принципу функционирования семейной системы в частности, и отношений в целом.

Итак, почему же триангуляция является фундаментальным понятием в психологии семейных отношений? Ведь мы знаем, что семья начинается с отношений в паре, или диаде. Почему, откуда и, главное, зачем появляется третий элемент?

Одним из первых этим вопросом задался создатель теории семейных систем Мюррей Боуэн. Он же и разработал теоретические обоснования данного феномена. По мнению М.Боуэна, «треугольник, или эмоциональная конфигурация из трёх человек, является молекулой, кирпичиком в фундаменте любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа. Треугольник – это наименьшая стабильная система отношений».

Несомненно, взаимодействие в паре является первоосновой отношений, и, в идеале, возникающие в них трудности должны обсуждаться непосредственно между партнёрами. Но пара остаётся устойчивой структурой только при достаточно низком уровне тревоги или стресса. Иными словами, потребность в третьем элементе появляется тогда, когда напряжение становится слишком сильным для того, чтобы с ним эти двое справились самостоятельно. И вот тогда в конфликт вовлекается кто-то третий: будь то ребёнок, тёща, сестра, друг семьи и т.п. (т.е. тот, кто вовлечён в жизнь пары). Переносимый же уровень тревоги, как мы понимаем, – это величина очень индивидуальная и зависящая от целого ряда факторов.

Мюррей Боуэн исследовал функционирование треугольников в рамках семьи. Но можно твёрдо утверждать, что триангуляция может использоваться для снижения уровня напряжения практически в любом типе эмоционально насыщенных отношений.

А сейчас ещё немного Боуэна: «Если напряжённость внутри треугольника слишком велика для троих, в него вовлекаются другие люди, и структура данной системы приобретает вид нескольких взаимопересекающихся треугольников.

В спокойные периоды треугольник включает двух более близких друг другу людей и менее близкого им третьего – аутсайдера. Эти двое стремятся сохранить свою близость, если только кто-то из них не начинает испытывать неудобство и не устанавливает близкие отношения в другом месте. Аутсайдер старается вступить в близкие отношения с одним из этих двоих, используя для этого множество хорошо известных приёмов. Даже в спокойные периоды жизни эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении. Состояния умеренного напряжения внутри диады обычно специфически переживаются одним из двоих, другой же не обращает на них никакого внимания. Именно тот, кого это беспокоит, и инициирует подвижку в сторону нового равновесия, к более удобной для себя форме близости.

В периоды стресса позиция аутсайдера наиболее удобна и наиболее привлекательна. При стрессе каждый из основной двойки старается занять позицию аутсайдера, чтобы таким образом разрядить напряжение внутри диады».

Итак, в ситуации конфликта уровень тревоги повышается, и тот из двоих, кто чувствует себя более уязвимым, для усиления своих позиций начинает втягивать в конфликт кого-то третьего. Кто станет этим третьим – важный момент, на котором следует остановиться отдельно.

Для понимания процесса триангуляции («кто станет третьим») необходимо иметь представление ещё об одном элементе теории Боуэна, а именно о понятии уровня дифференциации Я. Если очень коротко, то под уровнем дифференциации подразумевается степень развития Я, слитность эмоциональных и интеллектуальных процессов отдельного человека, и, как следствие, степень подверженности влиянию группы, куда этот самый человек эмоционально включён. Т.е. как сильно принимаемые рациональные решения зависят от эмоционального состояния, в котором пребывает человек, а также то, в какой степени его эмоциональное состояние зависит от эмоций других.

Если человек понимает, что находится под воздействием сильных эмоций, стресса, которые не дадут ему принять оптимальное решение, он будет исходить из собственных рациональных соображений, либо отложит принятие решения на потом. И это про высокий уровень дифференциации Я. Если же решения принимаются под влиянием эмоций, своих или чужих, то можно констатировать низкий уровень дифференциации Я.

А теперь вернёмся к треугольникам. В случае возникновения напряжения в паре в отношения вовлекаются в первую очередь самые низко дифференцированные члены семьи. И это очень логично. Человек, который понимает, что отношения между двумя людьми – это то, что касается только этих двоих, не захочет вовлекаться в эмоциональный конфликт. Человек же с низким уровнем дифференциации Я будет легко втянут.

При самом неблагоприятном раскладе этим третьим становится ребёнок. Триангулированный в отношения взрослых, он принимает на себя обязанности и роли, которые выполнять никак не должен. Это нарушает семейную структуру и мешает развитию ребенка. К сожалению, для взрослых, движимых желанием снизить напряжение в отношениях, данное обстоятельство становится малозначительным, а порой и вовсе не воспринимается.

Пример: Между супругами идёт борьба за власть. Формально они не могут прийти к согласию по поводу того, как проводить совместный досуг. Муж настаивает на активном отдыхе за городом, жена говорит о том, что хочет ходить на концерты и в театр, а не «комаров кормить». Каждый стоит на своём и не желает идти на компромисс. Муж уходит в работу. Жена испытывает чувство одиночества и начинает советоваться с 11-и летним сыном относительно предстоящего ремонта и планов на лето. Муж в обсуждении не участвует. В выходные жена ходит с сыном в театры и кино, муж остаётся дома и смотрит телевизор.

В приведённом выше примере победителей нет: страдает ребёнок, вынужденный обслуживать интересы мамы, и более того, выбирать между мамой и папой, страдают отношения, так как супруги не решают проблемы, не ищут компромисс, не исследуют возникшие трудности, не пытаются разговаривать друг с другом, а отдаляются друг от друга и сливают свою тревогу на ребёнка.

А хуже всего то, что коммуникации в треугольниках со временем становятся очень стереотипными. Каждый заучивает и раз за разом отыгрывает свою роль, и с каждым следующим актом возможность выйти за пределы порочного круга становится всё более маловероятной. А та спонтанность, которая позволяет открывать в себе новые грани и меняться по мере желания и необходимости, и быть созвучным меняющемуся миру, становится всё менее возможной.

Использованная литература: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна», под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги, Москва, 2015.

В качестве иллюстрации к статье была использована фотография ArturVerkhovetskiy с сайта https://ru.depositphotos.com