Зона комфорта
04/03/2024
Фото на память
Фото на память
18/08/2024
Показать все

Проблема? Не проблема!

На какие бы темы я не писала для этого канала, я преследую одну-единственную цель – помочь вам посмотреть на волнующие вас проблемы под другим углом, выйти за пределы сформировавшегося у вас стереотипа видения.

Объясню подробнее суть этого стереотипа.

Есть уникальный и неповторимый человек, проживающий свою в такой же степени уникальную жизнь, и есть нечто в этой жизни, что её омрачает, а человека огорчает. Назовём это проблемами.

Есть проблемные обстоятельства, которые воспринимаются болезненно если не всеми, то почти всеми. Но, в принципе, проблемой может стать абсолютно всё, что угодно. Опять же в силу нашей индивидуальности. То, что для одного не будет иметь никакого значения, другому будет отравлять жизнь.

И вот абстрактному человеку в частности, и всем нам в целом приходится с этими проблемами как-то справляться, преодолевать, опираясь на свою индивидуальность, собственный жизненный опыт и опыт, передаваемый из поколения в поколение членами нашей семьи.

Всё это и ещё многое другое складывается в уникальную и неповторимую историю жизни и историю преодоления тех задач, которые она перед нами ставит. И стереотип видения себя и мира вокруг – это существенная часть человека и его уникальной истории жизни. Не больше и не меньше.

Ведь нет общепринятой, общедоступной и очевидной для каждого инструкции, как нужно вести себя в тех или иных жизненных обстоятельствах. Одного предали, другой на работе попал под сокращение, у третьего рак обнаружили, четвёртый столкнулся с зависимостью близкого человека, у пятого дети пошли в разнос. И так далее и тому подобное..

И мы справляемся как можем. Иногда чуть лучше, иногда – хуже. Накапливаем опыт, и, в идеале, научаемся опираться на себя и доверять себе.

И наша успешность в этой череде преодолений трудностей определяется, как мне видится, двумя нашими способностями: интересом к миру и интересом к себе. Если в нас эти два интереса присутствуют, если они живы и мы развиваем их, то и с задачами, которые ставит перед нами жизнь, справляться будем достойно.

Интерес к миру подразумевает открытость новым ощущениям, новым знаниям, новому опыту. Это тот случай, когда у человека есть своё мнение относительно чего-либо, но он не прочь услышать мнение другого. А услышав и проанализировав, внести коррективы в собственную систему координат.

Приведу очень простой пример.

Есть такая категория родителей, которые испытывают адские трудности при вступлении их детей в подростковый период. Сбегание детей из дома, истории с алкоголем и запрещёнными веществами, выходящие за все рамки выходки в школе – это далеко не самое неприятное, с чем приходится столкнуться этим родителям.

Истории очень разные, но есть то, что их объединяет. «У меня никогда не было проблем с ребёнком. Это был послушный мальчик/девочка. Всегда прислушивался ко мне, советовался. И вдруг как бес вселился. Всё делает наперекор! Назло!» - вот самая стандартная жалоба в таких случаях.

Получается, «ребёнок был нормальным, а потом сломался»? Чушь! Для ребёнка взросление - естественный процесс. А может это мама или папа, а то и оба сразу не смогли выйти из роли «родителя маленького ребёнка» и войти в роль «родителя подростка». Это задача родителя. его ответственность. Это в нём «поломка».

Для маленького ребёнка родитель – бог, который всё знает и всё умеет. От него зависит всё, включая собственно жизнь. Не будет взрослого, который заботится, оберегает, откликается на любую нужду – не станет и ребёнка. Маленький ребёнок ждёт помощи и подчиняется воле родителя, ощущая свою физическую зависимость.

Но время идёт, и ребёнок подрастает. Он познаёт себя и учится наполнять свою жизнь собственными смыслами. Теперь задача родителя – постепенно передавать своему ребёнку ответственность за те большие и маленькие выборы, из которых состоит жизнь. Постепенно, шаг за шагом, помогая при этом увидеть и осмыслить последствия каждого такого выбора.

Для этого нужно уметь в своем ребёнке увидеть отдельную сущность, неповторимость. Увидеть и признать его право на эту уникальность. И если родитель к этому не готов, не хочет отдавать власть, ребёнку не остаётся ничего, кроме как попытаться забрать её силой. Ребёнок начинает бунтовать, а порой и вовсе объявляет войну своим родителям.

Чтобы совершить этот непростой переход к новому своему качеству «родителя подростка», взрослому нужно расти вместе с ребёнком, исследовать вопрос для того, чтобы понимать подростковую психологию, не бояться рисковать, искать новые способы наладить контакт на новых условиях.

Это всего один единичный пример проявления готовности узнавать мир и меняться на основании полученного знания, чтобы быть с ним в гармонии.

А теперь о другой составляющей, влияющей на умение эффективно решать жизненные проблемы – способности исследовать себя, делая свою жизнь всё более и более осознанной.

Ведь вы согласитесь, что гораздо интереснее жить не на автомате, а с широко открытыми глазами. Понимать, что ты из себя представляешь и почему поступаешь так или иначе.

Существует огромное количество техник и упражнений, которые помогаютт эту осознанность увеличивать.

В качестве примера приведу очень простое и крайне эффективное упражнение.

Заведите будильник, который будет срабатывать коротким сигналом каждые два часа. Услышав его, проведите короткую, но тщательную «инвентаризацию» своего состояния:

- Что делаете в данный момент времени?

- Что вас окружает? (какие предметы находятся рядом, какие запахи вы можете ощущать, какие звуки слышите?)

- Какие ощущения на уровне тела (например, шея ноет, тяжесть в ногах, чувство жажды, клонит в сон)

- Какие у вас эмоции в данный момент времени (например, скука, тревога, радостное волнение)

- О чем вы думаете?

При этом ни на чем не останавливайтесь надолго. Регистрируете реальность как факт и двигаетесь дальше. Ваша задача – осознать себя в конкретном моменте времени, ни больше и не меньше. Анализировать и рефлексировать будете потом, если захотите.

Упражнение на самом деле очень простое. Благодаря ему вы сможете понять, в какой степени ваша жизнь ваша, вашими ли смыслами она наполнена, себя ли истинного вы в ней реализуете.

И, кстати, если вам понравится упражнение и вы возьмете его на вооружение, дайте знать. Буду рада поделиться с вами некоторыми другими техниками.