Испорченные отношения - In Family - Алевтина Рубель
Испорченные отношения
05/05/2021
Семейные кризисы 1 - Алевтина Рубель - In Family
Семейные кризисы: Буря первого года совместной жизни
15/05/2021
Показать все

Чувство родительской некомпетентности

Чувство родитесльской некомпетентности - Алевтина Рубель - In Family

Я работаю психологом и ко мне часто приходят очень уставшие родители. И хоть все они очень разные, но их объединяют две общие черты: желание воспитывать «правильно» и ощущение собственной некомпетентности. Со временем я осознала, что есть у них ещё одно принципиальное сходство – неспособность устанавливать для детей чёткие правила.

Надо отметить, что проблема эта достаточно новая. В авторитарных патриархальных семьях правила взаимодействия между представителями разных поколений были жёсткими, понятными, простыми. Главный в семье – отец. Он обеспечивает семью и в любых решениях его слово является последним. Мать занимается домом и детьми. Дети подчиняются родителям. В патриархальной семье родителям не приходилось убеждать детей или доказывать им свою правоту. Слово родителей было законом. Отцу достаточно было пошевелить одной бровью, чтобы остановить споры и разрешить конфликты.

Хотя почему «было»? В ряде стран и сегодня авторитарный патриархальный уклад остаётся основой устройства семейной системы.

Не буду углубляться в историю демократизации семейных отношений, ибо она и так известна. Свобода личности, права человека, права ребёнка… Семейная система перестраивается в соответствии с меняющимся мироощущением людей, вступающих в брак.

Демократическое устройство семьи сегодня – это когда:

- все члены семьи одинаково ценны и важны

- отношения строятся на взаимоуважении, доверии, равенстве, терпении, компромиссе, понимании (похоже на библейское описание любви, не правда ли?)

- нет жёсткого распределения обязанностей

Всегда учитываются обстоятельства. Родился малыш, а маме предоставился шанс сделать качественный скачок в карьере? Нет проблем. С малышом будет сидеть дома папа, которому не принципиально потерять год в плане профессии.

И муж, и жена работают? Логично разделить домашние обязанности. Она готовит завтрак, он – ужин, а убираются раз в неделю вместе.

- семейные правила вырабатываются каждой отдельной семьёй с учётом всех факторов, по такому же принципу распределяются домашние обязанности

При этом учитываются желания и особенности каждого члена семьи, будь то брутальный папа или пятилетний малыш.

- основной критерий любых семейных правил – это логичность и справедливость.

Несомненно, жизнь в соответствии с такими принципами гораздо сложнее организовать. Такой семейный уклад предполагает постоянное взаимодействие, высокий взаимный интерес и уважение друг к другу, но в этом так много жизни.

Родители, которые хотят воспитывать «правильно», ориентируются именно на такую модель устройства семьи. Прекрасный идеальный уют, в котором всем хорошо. Они пытаются этого добиться, но у них не получается. В итоге они чувствуют собственное бессилие и некомпетентность и обращаются за помощью, чтобы найти причину своих затруднений.

Когда начинаешь разбираться в нюансах, оказывается, что они совершают некоторые принципиальные ошибки.

1. Нет постоянных чётко проговоренных и понятным детям правил. А если они и есть, то их выполнение не является обязательным. Родители пытаются устанавливать границы, вводить правила, но не добиваются их выполнения.

Например, есть правило «после 7 никаких гаджетов». Но если пришли гости, или родители вдруг заняты и им хочется отдохнуть от детского шума, то они очень даже не против гаджетов. Получается, что после 7 нельзя, но если очень хочется, то можно. А это уже не правило, ибо оно не работает.

2. Ещё одна ошибка – двойные стандарты и нравоучения. Это когда родители пытаются привить детям всякого рода полезные привычки, но сами не живут в соответствии с декларируемыми ценностями. Много говорят про пользу спорта, а сами со спортом не дружат. Много говорят о вреде алкоголя и курения, а сами курят и употребляют алкоголь. Учат детей целеустремлённости и трудолюбию, а сами прокрастинируют и до последнего оттягивают выполнение своих дел.

Дети видят эту двойственность и чувствуют несправедливость правил не для всех. В результате начинают сопротивляться таким псевдоправилам и агрессивно их саботировать. Родители удивляются и не понимают причин такого сопротивления своему родительскому авторитету. Им очень сложно понять, что они не могут научить детей тому, чего не умеют сами.

3. И ещё одна частая ошибка. Родители излишне опекают детей и принимают за них даже те решения, которые принимать не должны. Время идёт, и родители начинают уставать. Дети же привыкают, что за них всё решают родители, и уже не рвутся взять на себя хоть какую-то ответственность, которую предполагают эти самые решения.

А в результате та демократическая модель устройства семьи, которая изначально была в голове у родителей, получается несуразной и сильно искаженной от её первоначальных принципов.

Родители понимают, что делают что-то не так, мучаются от ощущения своей родительской некомпетентности, злятся на себя и детей. Кому-то достаточно, чтобы ему показали логические несостыковки в семейном устройстве. Другим требуется помощь в пошаговом внесении корректив. В целом же, большинству семей в результате работы с психологом удаётся достичь позитивных изменений.

В качестве иллюстрации к статье была использована фотография govorkov.photo с сайта https://ru.depositphotos.com