Отражение матери в “кривом зеркале”
17/08/2023
Фильм “О чём говорят незнакомцы”
19/09/2023
Показать все

Возьми себе мои мечты

 

Какой родитель не хочет сделать своего ребёнка счастливым? И мы причиняем им добро в меру своего понимания того, что такое счастье и как нужно жить «правильно».

Вообще, так было испокон веков. Взращивая своих детей, родители передавали им накопленную мудрость, обучали их тому ремеслу, которым владели сами.

И такая схема прекрасно работала, пока мир был таковым, потому что человеку, чтобы в нём выжить, приходилось много трудиться физически.

А потом случилась научно-техническая революция (понятно, не одна), и мир стал очень быстро и необратимо меняться. Живя в этом меняющемся мире, люди пришли к мысли, что деньги можно зарабатывать головой или творчеством. Это, в свою очередь, дало мощный толчок развитию образовательной системы. А после открытия пространства масс-медиа народ увидел, что есть такие способы зарабатывать много денег, что и думать особо не надо. Хотя это больше об экономике, мы живем в так называемом постиндустриальном обществе.

Можно, например, быть актёром, фотомоделью, певцом, спортсменом или блогером. Тут главное - попасть в струю.

Разве это не прекрасно – проживать интересную жизнь обеспеченного человека? Поэтому многие из нас пробовали себя в разных подобных сферах. Кто-то ходил на танцы, кто-то в эстрадную студию, кто-то занимался художественной или спортивной гимнастикой, кто-то закончил музыкалку, кто-то сходил на кастинг в модельную школу… А теперь ответьте: многие из вас стали художниками, артистами, спортсменами и иже с ними?

Если судить по кругу близких друзей и знакомых, то единицы. Знаю парня, который лет шесть проходил в эстрадную студию, теперь он менеджер. Знаю трёх девчонок, которые закончили художку. Одна из них продаёт цветы, другая выучилась на бухгалтера, третья стала медсестрой. Про спорт и говорить нечего. Знаю только одного парня, который стал профессиональным баскетболистом, поколесил по стране, закончил карьеру. Всё, что он накопил, ушло на ремонт доставшегося от бабушки старенького домика. Теперь работает кладовщиком на мебельной фирме.

Единицы достигают настоящего успеха в профессиях мечты. Все остальные адаптируются к реалиям и становятся вполне себе земными бухгалтерами, инженерами, парикмахерами, продавцами.

Но когда у нас появляются дети, казалось-бы уснувшие в нас мечтатели снова оживают. И мы, не покладая сил, таскаем их по музыкалкам, секциям, кружкам, кастингам. Мы прикрываемся идеей гармоничного развития, но при этом перегружаем их, не давая им возможности понять, чего они хотят на самом деле.

Хорошо, если перегруженный ребёнок не выдерживает. Он либо устраивает бунт и отвоёвывает себе хотя бы немного пространства для возможности заниматься тем, что интересно именно ему, либо ломается. Такая поломка выражается в форме тиков, неврозов, поведенческих расстройств. Я не оговорилась. Это на самом деле хорошо. Хорошо потому, что в этом случае у родителя есть шанс всё переосмыслить и исправить ситуацию.

Хуже, когда ребёнок справляется, тащит на себе тележку и воз переложенных на него несбывшихся родительских «мечт». Он вывозит, но до поры до времени. Чаще всего это время наступает во время учебы в университете или после его окончания. Поломка происходит в виде настоящей клинической депрессии.

Он ломается, потому что заканчиваются силы бежать, тащить, двигаться. Ему хочется остановить этот безумный бег и отдохнуть. Он пытается понять, кто он и чего хочет на самом деле, но понять не может. Он так долго был движим родительскими фантазиями о счастье, что не усел сформировать собственного представления о себе и мире, он не знает куда ему идти, зачем жить, к чему стремиться.

И таких «поломашек» очень много. Недохудожники, недогимнасты, недопевцы, недомузыканты, недоспортсмены. Они и в учёбе выдающихся успехов не добились, и родительские мечты не воплотили. Ещё молодые, но уже уставшие, даже выдохшиеся.

В оправдание родителей можно и нужно сказать, что сегодня крайне сложно делать какие-либо прогнозы на будущее. Мир очень изменчив, а объять необъятное ещё ни у кого не получилось. Выбор направлений развития ребёнка – прерогатива родителя. Поэтому он делает ставки на то или иное направление исходя из собственного понимания и личных предпочтений.

Однако, делая этот выбор, не нужно забывать о ребёнке как таковом. Давайте прислушиваться к нашим детям, учитывать их собственные предпочтения. Давайте оставлять им свободное время на просто поиграть, помечтать и поскучать. Именно в эти свободные от учёбы, кружков и секций паузы происходят очень важные, необходимые для развития личности ребёнка вещи. Направляйте, ведите, учите и воспитывайте, но успевайте любить и быть рядом. И тогда он сможет, успеет понять себя и мир в целом до того, как останется с этим миром один на один.

Может показаться диаметрально противоположным, но, на самом деле, из одной оперы: Несчастные дети глупых родителей