Синдром «хорошей девочки»
14/02/2023
Воспитание детей: баланс между контролем и доверием
13/03/2023
Показать все

Фильм «Сын» 2022 года: когда стереотипы сильнее любви

Сын

«Человек есть мера всех вещей», - писал софист Протагор. Не о том же самом ли хотел сказать нам своим фильмом французский писатель и режиссёр Флориан Зеллер? К чёрту здравый смысл! К чёрту прекрасный уровень образованности! К чёрту большие деньги, которые открывают океан возможностей! Все они будут упущены, ибо только собственный пережитый опыт и усвоенные в социуме шаблоны имеют смысл при оценке происходящего. И это сильнее любви.

Фильм «Сын» Флориана Зеллера, как минимум, любопытен. С одной стороны, под прицел камеры попала банальнейшая история: успешный юрист средних лет решает сменить жену на женщину помоложе. Любовь к первой жене давно прошла, ради сына оставаться с нелюбимой женщиной – слишком дорогая цена, а впереди так много планов и блестящих перспектив карьерного роста. Как итог: новая семья, новый ребёнок, новая жизнь. Бывшая жена и «бывший» ребёнок остались за кадром. Но прошлое не так просто сбросить со счетов. И вот в новую семейную идиллию постепенно проникает драма. С другой стороны, далеко не драматизм оставляет послевкусие после просмотра фильма. «Насколько же мы шаблонны в своём мышлении!», - вот та мысль, которая ещё долго звучит в мозгу.

На первый взгляд может показаться, что именно тяжелый опыт отношений Питера с отцом не позволяет ему выстроить собственные отношения с сыном. Опыт на самом деле травматичный: умирающая от тяжёлой болезни мать, полное безразличие отца... Но дело не только в этом.

Ведь Питер, казалось бы, усвоил урок и старается быть хорошим папой. Он не отвергает желание сына от первого брака Николаса переехать жить к нему в его новую семью, он пытается наладить с ним отношения, пытается понять, пытается помочь. Даже от перспектив карьерного роста он отказывается, приняв решение остаться рядом с сыном в Нью-Йорке. Так почему же у него не получается спасти сына?

Причин много. Одна из главных - неспособность разглядеть за поведением сына тяжёлую депрессию. Ближе всех к пониманию сложности ситуации подошла мама. Она интуитивно чувствует, что с сыном «что-то не так»: «я не понимаю, откуда в нём столько печали», «он отличается от остальных». Но роль матери в фильме второстепенна. Она потеряла контакт с сыном и не способна его восстановить, несмотря на всю любовь к нему.

Другое дело отец. Именно он выступает в фильме в роли спасателя. Казалось бы, именно он должен был разглядеть глубину возникшей у ребёнка проблемы. Но Питеру близки простые и понятные объяснения: «он подросток, а где ты видела подростка, фонтанирующего счастьем?», «мне кажется, он разочаровался в любви». И это одна из причин, по которой он не справится со своей задачей.

Тот факт, что Николас наносит себе раны, как будто бы не очень пугает Питера, и он полностью доверяет разрешение данной проблемы психологу, тем самым пуская ситуацию на самотёк. Ведь даже минимальное погружение в суть вопроса привело бы его к пониманию, что данная проблема лежит в сфере психиатрии.

По сути, Питер видит то, что хочет видеть. Он убеждён, что жизнь у Николаса налаживается, в новой школе всё хорошо, и жизнь в новой семье отца пошла ему на пользу. Питеру важно контролировать свою жизнь, а значит быть успешным. И он как будто отрицает факты, которые ставят его способность контроля под сомнение.

Ещё одна причина невозможности принять глубину проблем сына кроется, несомненно, в травме самого Питера. Он глубоко убеждён, что проблемы Николаса ничто по сравнению с тем, что пришлось вынести ему. Ведь хоть Николасу и пришлось пережить развод родителей, но у него есть любовь родителей, его не бросили. Питеру кажется, что Николасу нужно просто заняться тем, чем должен заниматься ребёнок в его возрасте: ходить в школу, думать о будущем, общаться с друзьями, завести подружку. Этого вполне достаточно, чтобы жизнь наладилась.

Поведение Николаса воспринимается его отцом как слабость, а слабость – не то качество, которое имеет право быть в этой семье. «А что в твоей жизни такого тяжелого?», - спрашивает отец. «Соберись и будь нормальным» – вот то, что слышит Николас и то, чего от него ждут родители. А он не способен быть «нормальным» ни душевно, ни физически.

Правда в том, что развод родителей и крах семьи стали для Николаса точкой невозврата.

«Когда он (папа) ушёл, маме было очень тяжело, она очень страдала и всё время говорила ужасные вещи про него. Но, несмотря ни на что, я боготворил его. Меня как будто взяли и разрубили пополам». «Эта жизнь, она давит на меня. Иногда мне кажется, что я схожу с ума. Я не понимаю, что со мной происходит».

Мальчик погрузился в глубокую депрессию. Злость на отца за то, что бросил их, на маму за то, что «топила» его в своих обидах, выжигала его напалмом. Он чувствовал себя опустошенным. Понимал, что нужно что-то изменить, но не знал «что?» и «как?».

По сути, он делает для своего спасения больше всех. Он пытается понять себя, пытается достучаться до родителей. И пускай порой это принимает форму грубых манипуляций и обвинений, но именно в этих точках были скрыты возможности для того, чтобы оттолкнуться от дна и начать подниматься наверх.

К сожалению, все возможности были упущены.

Укоренившийся в обществе стереотип заставляет нас воспринимать депрессию как слабость. «Хочешь быть счастливым – будь им!» не работает в случае тяжелой депрессии, а именно такой она была у Николаса. Ему требовалось медикаментозное лечение, а не «дома стены лечат» и «ребёнку дома будет лучше». И это тоже про стереотипы, которые не позволили в переломном моменте ситуации принять верное решение.

«Николасу нужно лечение, и это не забота родителей, это работа психиатра», - пытался достучаться до Питера и Кейт лечащий врач Николаса, но те были уверены в исцеляющей силе своей любви.

К сожалению, родительской любви порой оказывается недостаточно, чтобы понять и принять своего ребёнка, помочь ему. Согласно статистике, порядка 8% детей и подростков страдают от депрессии. А это значит, что вероятность столкнуться с данной проблемой достаточно высока. И чтобы в момент Х не сказать своему ребёнку: «Да ладно! Это такие мелочи! Всё пройдёт!», а попытаться заглянуть в его душу и разглядеть там глубокую печаль, нужно быть к этому ментально готовым. Мне кажется, автор «Сына» ставил перед собой именно такую задачу. И неплохо с ней справился. Рекомендую к просмотру всем, у кого есть дети.

В качестве иллюстрации к статье была использована фотография из открытого интернета.