Женская доля в современном контексте - Алевтина Рубель - In Family
Женская доля в современном контексте
19/03/2019
И один в поле воин - Алевтина Рубель - In Family
И один в поле воин, но…
16/07/2019
Показать все

Танец семейных отношений

Танец семейных отношений - Алевтина Рубель - In Family
 

За помощью к психологу обращаются по самым разным причинам. С одной стороны, можно утверждать, что вариаций причин обращения бесконечно много, с другой – все они находятся в плоскости межличностных отношений. Не всегда это очевидно и лежит на поверхности, но всегда, начав работать с первичным запросом, терапевт обнаруживает фигуру или фигуры значимых для клиента людей, которые так или иначе вовлечены в проблемную ситуацию.

Любое наше социальное взаимодействие – это танец. Не я придумала эту аналогию, но мне она очень близка. Выстраивая контакт, мы, как в танце, согласовываем свои «движения» с партнером, мы прислушиваемся к себе и прислушиваемся к нему, настраиваемся на взаимодействие, и наш партнер поступает аналогично. И это ни в коем случае не означает перестать быть собой. Это значит быть собой во взаимодействии с другим человеком, проявляя свою индивидуальность и уникальность с учетом его уникальности. Мелодия жизни то замедляется, то ускоряется, и наши движения становятся все более согласованными

.

Но есть еще кое-что, что диктует правила этому танцу. Представьте себе танцующую пару. Например, это влюбленные друг в друга мужчина и женщина. Они с интересом смотрят друг на друга, изучают друг друга, и, вчувствываясь друг в друга создают свой уникальный танец. Они искренни и полны надежд исполнять этот совместный танец до последнего вздоха. Но к каждому из них привязано огромное количество ниточек. Эти ниточки – не что иное, как те идеи, верования, убеждения, смыслы, ценности, страхи и фантазии, которые каждый из танцующих принес в отношения из родительской семьи. Эти нити тонкие и почти незаметные, но порой натягиваясь, порой ослабевая, они вносят коррективы в наш танец, а иногда и вовсе делают его невозможным. А мы не видим эти нити и когда сбиваемся, наступая друг другу на ноги, думаем, что проблема в нас, или в наших партнерах.

И хотя нити – это и есть часть нас, но они не являются нашей сутью, они не есть то, «что я есть, кто я есть, что я буду делать, а что не буду», выражаясь словами Мюррея Боуэна. А невидимыми их делает то, что мы не осознаем тот пласт установок, которые впитывали из своей семейной системы с детства. В каком-то смысле, мы остались 4-летними малышами, для которых мнение взрослых является истиной последней инстанции. Мы приняли на веру огромный массив информации, который является продуктом жизни нашего рода. Некоторые страхи наших прабабушек, мечты прадедушек, их боль и радость, сомнения, стыд, вину… Все это передавалось из поколения в поколение, что-то терялось, что-то искажалось, что-то усиливалось, что-то ослабевало. С одной стороны, семейная история дает нам силы, дает фундамент, с которого нам проще шагать во взрослую жизнь. С другой – неосознанное присваивание идей и смыслов удаляет нас от понимания себя, своей истинной сущности.

Исследование своей истории можно сравнить с распутыванием ниточек. Осознавая их и соизмеряя со свои истинным Я, мы становимся свободнее, а наш танец гармоничнее. Просто проявите интерес к тем, чья кровь течет в вас, признайте их, и вы увидите, как их прошлое проявляется в вашем настоящем. А увидев эти связи, услышав их голоса, вы сможете принять решение, что вам с ними делать: оставить себе или отпустить.